Thyradrive TD1 и TD2 - Симисторный регулятор напряжения
Для регулирования скорости вращения однофазных двигателей широко применяются симисторные регуляторы скорости вращения. Их применение возможно как для регулирования производительности вентилятора например для суточного режима, так и в случае когда подобран вентилятор большей мощности и необходимо снизить его производительность.
Нами предлагаются проверенные временем европейские решения: регуляторы ThyradriveTD1, TD2.
Thyradrive TD1
Регулятор разработан для применения с однофазными вентиляторами до 4А. Корпус регулятора предназначен для установки в стандартный щит автоматики на DINрейку. Управление скоростью осуществляется при помощи регулирующей ручки на лицевой панели прибора. При этом регулятор имеет дополнительный нерегулируемый выход ~220В, который можно использовать, например, для открытия заслонки.
Thyradrive TD2
Прибор не имеет аналогов. Корпус прибора предназначен для установки в стандартный щит автоматики на DINрейку. Областью его применения являются ситуации, когда изменение скорости вентилятора возможно только при помощи внешнего дискретного сигнала. При этом скорость задается вручную при помощи потенциометров на плате прибора, а выбор скорости осуществляется внешними сигналами. При этом для выбора необходимой скорости можно задействовать как дискретные выходы контроллера, так и обычный переключатель.
Почему не диммер для освещения?
Часто в качестве регулятора скорости вентилятора пытаются применять обычный диммер на освещение. Устройство действительно использует тот же принцип фазового управления, при котором изменяется момент включения симистора относительно перехода сетевого напряжения через ноль, что и в регуляторах скорости однофазных двигателей. Однако большинство диммеров расчитанных на работу с освещением имеют упрощенную схемотехнику, недостаточную и даже опасную для управления индуктивной и емкостной нагрузкой, что часто отражено в документации на эти приборы.
Различия в схемах управления:
В регуляторе скорости вентилятора установлен нижний порог напряжения подаваемого на двигатель при помощи ограничительного потенциометра. В диммерах на освещение такие потенциометры не используются. Это приводит к тому что при достижении нижнего порога по напряжению двигатель может не запуститься. Для однофазных осевых и канальных вентиляторов нижним значением являются 40-60 В. Ввиду того, что двигатель не вращаясь, все равно потребляет ток, обмотки вентилятора начинают нагреваться. Двигатель начинает издавать характерный звук (гудеть). В результате, если двигатель не оснащен надежной внутренней термозащитой, перегорает в течение часа. В симисторных регуляторах, минимальное напряжение, подаваемое на вентилятор, устанавливается на заводе-изготовителе. Обычно это 80-100 В. Это гарантирует нормальную работу вентилятора при низких напряжениях.
Мощность симистора в регуляторах скорости выбирается так, чтобы его максимальный рабочий ток превышал рабочий ток вентилятора не менее, чем в 4 раза. При резистивной нагрузке в 2 А достаточно взять симистор также на 2 А. Это вызвано тем что при запуске двигатель кратковременно потребляет ток, в 6-7 раз больше максимального рабочего (пусковой ток). В связи с этим для надежной работы при пуске двигателя применяется симистор с большим рабочим током. Диммер для освещения применяемый в качестве регулятора скорости по причине перегорания симистора может выходить из строя в среднем через 3 недели при регулярном включении выключении.
Диммера для освещения часто не имеют встроенного предохранителя. Регуляторы скорости имеют встроенный предохранитель который подбирается исходя из мощности электродвигателя ,что позволяет остановить подачу напряжения на двигатель вентилятора при превышении тока вызванном например работой на минимально возможных оборотах. Обычно максимальный ток предохранителя должен быть на 20% больше рабочего тока двигателя.
Для более правильного формирования синусоиды в регуляторах скорости установлен дополнительный фазосдвигающий демпфирующий конденсатор. Это необходимо для того, что при подаче уменьшенного напряжения мощность двигателя падает, и ротор начинает проскальзывать относительно поля статора. При определенных оборотах происходит фазовый сдвиг, и двигатель начинает кратковременно потреблять ток выше, чем максимальный рабочий. Для недопущения такой ситуации в схему симисторного регулятора устанавливается дополнительный демпфирующий конденсатор и более мощный симистор.
Для уменьшения сетевых помех в регуляторах скорости используется дополнительный конденсатор помехоподавления. Форма синусоиды при фазовом регулировании индуктивной нагрузки более сложна, чем при управлении активной нагрузкой, поэтому необходим дополнительный конденсатор подавляющий высокочастотный спектр помех. Диммер не обладающий фильтром, может создавать помехи видимые на экране компьютера или телевизора.
Почему не конкурирующие приборы?
Хороший регулятор скорости вентилятора не может стоить дешево. Это связано с использованием качественных компонентов и особенностями схемотехники. Однако, для чувствительного к цене нашего рынка, нами предлагаются проверенные временем европейские решения для регулирования скорости по доступной цене. Так за счет того, что нам удалось локализовать весь производственный цикл на территории Украины наши изделия обладают более низкой ценой и ускоренными сроками поставки по сравнению с западными аналогами. При этом, за счет применяемых технических решений превосходят продукцию остальных отечественных производителей. Так в состав сетевого фильтра каждого нашего регулятора входит дроссель, что позволяет снизить уровень помех наводимых в сеть. За счет применения качественной системы охлаждения симистора обеспечивается оптимальный режим его работы, что способствует длительному сроку службы. В конкурирующих приборах специализированные радиаторы охлаждения встречаются редко. Часто симистор просто прилегает к металлической части корпуса прибора, чего не достаточно для его нормальной работы.